Бальзамы-лекарство древности

До наших дней дошли описания некоторых способов приготовления бальзамов Авиценной - «Нарежь кусочка­ми морской лук и свари в воде, но дав хорошо прокипеть, слей воду, налей вновь испеченной и вари до тех пор, пока лук покажется на ощупь мягчайшим и хорошо сваренным, потом старатель­но истолки все это в меду и сделай из этого кашку». Если, «ис­толки молочай, подлей туда воды, или процеди, замеси с мукой, приготовь пирожок, подлей вареного меда и давай есть нуждающимся в кишечных извержениях и изнывающим водянкой». В виде окуривания при дифференциальных заболеваниях, либо в том числе гинекологических, применяли смолы, тмин, сосновую кору.

Далее, свежий сосновый бальзам (живица) широко применял­ся в этнической фитотерапии славян как ранозаживляющее и противовоспалительное средство, вот прогрессирующее срастание тканей при переломах, обезболивающее, применяемое наруж­но при ранах и хронических трофических язвах, трещинах губ, рук, ног, фурункулезе, мокнущей экземе и др. Внутрь принимали живицу при гастрите и язве желудка, проще говоря при тубер­кулезе легких, лечении грыжи и гриппа. Кроме того, в этнической-медицине считали, что бальзам помогает при злокачественных опухолях, между тем а при закапывании по капле ежедневно в глаза сильно жжет, но рассасывает даже застаревшое бельмо.

Распаренную мозоль сводили, накладывая на нее живицу. Поэтому, раны при применении жи­вицы заживали значительно быстрейшее и без боли. Лечили свищи, ожоги мазями, то содержащими бальзам в смесях со свиным нутряным салом и воском в равных количе­ствах, которые накладывали под повязку.